Концепция номинации <Фольклор>.
В номинации участвуют коллективы и отдельные исполнители, ориентирующиеся на
этнографически достоверное и точное воспроизведение традиционного русского фольклора.
В прошедшие советские десятилетия на сцене и экране сложился не соответствующий
традиционному фольклору упрощенный и примитивный образ народной культуры (аляповатая
скоморошья одежда, кабацкая бесшабашность и т.д.), традиционный фольклор был
почти полностью вытеснен авторскими песнями и однообразными частушками. Безусловно,
шутка и удаль всегда были свойственны народному характеру, но не в ущерб благородству
и целомудрию, <ладу>, которые всегда были основой традиционной православной
культуры. Расширить наши представления о традиционной русской культуре через
обращение к ее подлинным, подчас забытым, образцам и идеалам, вернуть в культурный
обиход лучшие образцы традиционной народной культуры прошлого является основной
задачей номинации <Фольклор> Фестиваля Русской Православной Культуры.
Принципиальными являются
верность подлинным традициям,
использование фольклорного наследия в работе с детьми и молодежью,
умение импровизировать на основе традиции,
отсутствие <культпросветовских> концертных штампов
Предпочтение отдается коллективам:
Занимающимся традиционным фольклором своего региона (местности), занимающимся
собирательской и экспедиционной работой.
Ориентированным, в первую очередь, не на сценические и концертные формы, а на
<живое> исполнение фольклора на семейных, приходских праздниках и т.п.
Ведущим студийную работу с различными возрастами и категориями людей на основе
традиционных этических норм и бытового уклада.
Осваивающим фольклор в сочетании с подлинным традиционным костюмом, ремеслами,
народной игрой, бытовыми традициями и т.д.
Осваивающим песенную и хореографическую традицию либо непосредственно у пожилых
носителей традиции, либо по аудио и видеозаписям подлинного народного исполнительства.
Особое внимание уделяется обращению к редко исполняемым жанрам традиционного
русского фольклора (духовные стихи, эпические, протяжные лирические, хороводные
песни, старинные музыкальные инструменты и т.п.), возрождению забытых православных
народных традиций в современной приходской и общественной жизни.
По словам архиепископа Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского: <Культура есть
труд человеческий, движимый любовью:>
Всепобеждающая любовь, явленная в жизни и подвиге царственных страстотерпцев
- смысл и стержень подлинной культуры, без которого она превращается в бездушное
<самовыражение>.
Именно поэтому возвращение к духовным идеалам православной культуры является
сегодня залогом жизненности и полноценности всей российской культуры. Возвращение
- не в стилизации и внешних формах, а в осознании ядра культуры как любви к
Божиему миру, Родине, народу, памяти предков. Именно <любовь есть величайшая
способность принимать, утверждать и творить>, по словам русского философа И.А.
Ильина.
Николая П была временем обращения к подлинным духовным основам русской культуры.
Открытие древнерусской иконописи, архитектуры и музыки, изучение и возрождение
народного искусства, создание школ и мастерских - все это происходило при покровительстве
и деятельном участии царской четы.
Сегодня задача восстановления прерванной культурной преемственности и обращение
к духовным основам культуры стоит еще более остро.
Продолжение созидательного делания царственных страстотерпцев и будет лучшей
<памятью о них и их жизненном подвиге>.
|